enot
logo
Регистрация
joypad.ru

ps2X360gcxboxpcndspspps3
ЛикбезНовостиИгрыТестыСтатьиФорумLiveJoypad
Игры




Рецензии
Солюшены

Klarens Bodiker
Resident Evil 4: Резня бензопилой в… Европе


Жуткая, натуралистичная и вместе с тем завораживающая игра. Лучшее продолжение серии. Один из сильнейших проектов года. Мастхев, ради котрого стоит приобрести GameCube или PS2.

Resident Evil 4 я "прикончил" достаточно быстро, а точнее за 18 часов и 34 минуты. А вот рецензию написать собирался невыносимо долго, даже не восемнадцать дней месяц, наверное, или даже больше. Сложно оказалось вот так сразу, по горячим следам, выразить словами весь драйв и сложность ощущений от знакомства со "старой, знакомой игрой", которую еще ни разу такой не видел. Такой вот парадокс. Да и хвалить понравившуюся игрушку обычно значительно сложнее, нежели обругать плохую. Однако, уверен, "выдержка" этого ревью пошла ему только на пользу, ибо впечатления отлежались, как следует, и стали местами даже более выпуклы.

Первая часть Resident Evil появилась аж в 1996 году, если мне не изменяет память, для приставки PlayStation. Сложно сейчас судить о том, стала ли игра сразу культовой, или все же игрокам потребовалось время, чтобы распробовать достаточно необычный и яркий ужастик. Точно сказать можно лишь одно – игру заметили. Да так, что за последующие годы вышло просто-таки зверское количество всевозможных продолжений и дополнительных "миссий". На моей памяти различных "резидент евилов" было одиннадцать штук, это не считая римейка 2001 года, когда Capcom переиздал оригинальную первую часть игры Biohazard. Я уже не говорю о том, что по мотивам игровых ужасов снято два полнометражных голливудских фильма. Кинополотна, справедливости ради замечу, вышли так себе. Но сам факт показателен!


Истоки жанра.
В RE1 тоже было напряженно.


Сегодня Resident Evil считается игрой, которая создала новый жанр – так называемый survival horror, а, попросту говоря, "дожить до рассвета". Ну, или что-то в этом духе. Все серии кошмарных приключений правительственных спецагентов отличает звериная жестокость в отношении к зомби и прочим продуктам бесчеловечных экспериментов корпорации Umbrella, а также крайне напряженный и по-всамделишнему страшный геймплей (при этом имеющий характерные, присущие только играм этой серии, элементы).

Резюмируя все ранее сказанное, могу сказать, что встреча с четвертой частью леденящего душу кошмарика ожидалась неслабая. Да и в новой игре обещалось многое, если не все. Я мариновал себя долго, не заказывая диск, который уже вовсю продавался в Интернет-магазинах и прикормленных торговых точках. Однако, в конце концов, нервы не выдержали, все другие дела были отложены в сторону и диск с игрой был стремительно закуплен в (здесь могла бы быть ваша реклама).


Крестьянский вопрос


"Неее, то не зомби", говорит Леон Кеннеди, главный герой игры, склонившись над трупом крестьянина, только что бросившегося на него с топором. Спокойствию сотрудника спецслужб можно только позавидовать. Матерый коп, обладающий дискотечной внешностью и обливным полушубком, прибыл в глухую (по нашим предположениям испанскую) деревеньку ни много, ни мало с целью найти и спасти президентскую дочь. Хотя одного взгляда на неприветливую местность уже достаточно, чтобы понять – поиски будут непростыми. Испанская глубинка просто-таки кишит аборигенами-мутантами, ужасными монстрами и, конечно, действующими членами какого-то сурового и сильно мистического культа.

Леон Кеннеди в мехах. Ничего, скоро станет жарко.
Вот такой он, современный коп.


На первых порах на Леона кидаются лишь крестьяне и крестьянки, детей нет. А жаль. Аграрии, вооруженные в основном сельскохозяйственными орудиями труда, достаточно медлительны, видимо для того, чтобы сыщик мог хладнокровно издырявить их с приличной дистанции. Однако, расслабленная стрельба по живым (наверное) мишеням, заканчивается, как только Леон заходит в сердце деревни. Здесь приходится забираться в дома, задвигать шкафами двери и окна и хладнокровно вышибать мозги лезущим как черти во все щели зомби. Очень напряженно и реально щекочет нервы. Шикарно выглядят падающие с крыш простреленные навылет бабки с граблями в руках. Порой от неминуемой смерти в окружении кровожадных фермеров спасает лишь звон местного церковного колокола, созывающий мутантов на свою страшную мессу.

Между прочим, в игре есть специальный эпизод, где уже после розыска дочери президента нужно выдержать нехилую осаду в двухэтажном коттедже. Ашли Грэхем (дочура) прячется на втором этаже, а Леон и Луис Сера (местный герой-латинос, вопреки местной моде не ставший зомби) пытаются не подпустить к себе довольно большое стадо кровожадных местных жителей, яростно вышибающих окна и двери. К слову, первый же забежавший недруг настолько ловко и быстро запилил меня бензопилой, что я и "мама" сказать не успел. Гостившие у меня в этот поздний час друзья (кстати, разработчики компьютерных игрушек), увидев кровь фонтанами и дергающуюся в еще живом теле Леона пилу, стремительно зажмурились и отвернулись от экрана. Вот она – волшебная сила искусства! Эпизод "осада в доме" – один из самых сильных и напряженных в игре. Нужно не просто сдерживать натиск нечисти по периметру строения, но еще следить за напарником, лезущим на рожон со своим табельным маузером, а также охранять Ашли, которую очень хотят сожрать атакующие. Респект!


Деревенщина!
Типа чинил крышу серпом, а тут я.


Загарпунить босса


Чтобы долго не ходить вокруг да около, сообщаю сразу – геймплей в Resident Evil 4 лучший. То есть совсем лучший, качественней я лично не видел ни разу. О графике скажу позже и отдельно, сейчас о другом. Игра линейна (некоторые локационные развилки не в счет) и целиком заскриптована практически до уровня кинофильма. Сочетание этого, вкупе с залихватским, дарящим постоянные сюрпризы сюжетом, а также великолепной графикой – обеспечивает реально небывалый уровень погружения и, по сути, является главным достижением авторов игры. Resident Evil 4 играется легко, главный герой будто плывет по леденящему душу сюжету, без усилий, постоянно пугаясь и осторожничая, но не в силах отказаться от нового "ужастика", поджидающего за воротами на следующую локацию.

Стоит добавить, что кроме прочего, игрок избавлен, например, от необходимости самостоятельно прыгать через пропасти, выпадать в окна или наносить в нужный момент смертельный удар монстру. То есть, это не значит, что за него все эти, такие сложные порой в других играх, действия проворачивает специальный киноролик. Наоборот, разработчики избавили игрока от самых неприятных и, не побоюсь этого слова, бесящих элементов: прыжков, хитромудрых драк, перелезаний на руках через пропасти и т.п. Стоит подойти к краю обрыва и нажать специальную кнопку – Леон сам, причем очень красиво и ловко, перепрыгнет на другую сторону. Хочешь в разгар битвы высадить окно и вылететь во двор, чтобы изрешетить монстров с тыла – пожалуйста. Надо лишь подойти к окну, нажать кнопку на джойпаде, и красивый скриптовый ролик покажет, как ловко заокеанская полиция выпадает со второго этажа. В битвах с монстрами тоже все зависит лишь от сосредоточенного взгляда на экран и нажатых вовремя кнопок для уклонения от атак и нанесения смертельных ранений противнику.


Моби Дик, в натуре.
Это уже не охота, это рыбалка.


Кстати, многие, далекие от удобных и приятных игр люди (не будем показывать пальцем, но это писюковцы) считают такой подход смешным, детским и даже называют жмаканье одной кнопки апофеозом геймплея. В шутку, конечно. Отвечу кратко – они дураки. От игры нужно получать фан, играть в нее должно быть легко и приятно. Нормальному игроку, на мой взгляд, не сильно интересно (в подобных играх) изыскивать единственный способ победить, к примеру, босса уровня, постоянно восстанавливаясь с сейва. Я привык отдыхать за играми, потому киношный вариант и решение боевых вопросов с помощью вовремя нажатой кнопки – считаю гениальным решением. Кстати, все боссы в Resident Evil 4 проходятся легко и с первого раза. Но при этом ощущение от каждой схватки остается как от настоящей драки (особенно запомнился поединок, когда Леон раскатывает по озеру на моторной лодке и мечет гарпуны в чудовище, усердно пытающееся сожрать его). Аж волосы еще минут десять на башке нервно шевелятся. А иногда и руки дрожат. А иногда…хотя, тебе еще рано об этом.

Отдельно хотелось бы упомянуть про головоломки. Они в Resident Evil 4 тоже отменные. Прелесть в том, что их нельзя назвать сложными, но и простыми они уж точно никак не являются. Любая игровая загадка разрешается осмотром близлежащих окрестностей, снятием с трупов необходимых ключей и артефактов или же простой логикой и внимательным изучением задания. Я проверял лично, разгадки доходят даже до самых тупых игроков (опять не будем говорить кто они, и так всем ясно) за очень непродолжительное время. Также удивительным моментом является то, что для разрешения загадок английский язык знать совсем не надо. Вот это дизайн! Круто!


Вечер перстает быть томным.
Почти Кинг-Конг.


Прострели уроду ногу


Игровой дизайн, язык не повернется назвать как-то иначе, нежели идеальным. Многие вещи, которые в обычной жизни показались бы нам странными и нелепыми, в игре воспринимаются более чем нормально. Хотя, возможно, это правило действует только для знатоков и поклонников серии. Для тех, кто не понял – говорю я, конечно же, о старых знакомых "хербах", которые хранятся в обычных деревянных ящиках или стоят в своих горшках в самых неподходящих для зеленых насаждений местах. Странны и исполинские залежи золота в полуголодной зачумленной деревне, впрочем, удивляют они не менее чем даже аккуратно и очень грамотно расставленные по смертельно опасным локациям торговцы оружием и снаряжением. Если вдруг неясно, все перечисленное я тоже считаю положительными моментами игры.

Испанские лесорубы используют передовые методы.
Кияяя, уррроды!!


Кстати об оружии. Его в игре, как говорят у нас, дофига и больше. Я насчитал 14 видов, не считая трех типов гранат (термограната, обычная и флэш) и дежурного ножа спецназовца, намертво пришитого к его левой руке. Почти каждый ствол имеет дополнительные аксессуары типа оптических прицелов и специальных прикладов для более удобной стрельбы. Более того, у любого торговца полюбившийся ган можно легко проапгрейдить: увеличить объем магазина, мощность стрельбы, ускорить время перезарядки и.т.п. Понятно, что все оружейные прелести навешиваются на оружие не за просто так, а за найденные на уровнях золото и фамильные драгоценности (помимо банальных монет отыскать можно старинные перстни, кулоны, драгоценные камни и даже ржавые часы). Тут же, у "мерчантов", покупаются бронежилеты и увеличивается размер чемодана, в котором Леон таскает за собой убойный арсенал и медицину. И еще, просто не знаю, куда еще вставить эту фразу – в игре отлично реализована карта (на ней как раз золото и помечено) и журнал с материалами расследования, которые по ходу сюжета отыскивает Леон.

В боях с монстрами рулят прокачанные до убийственной мощи шотганы и ураганный TMP. Полезно также иметь в инвентаре дальнобойную снайперскую винтовку и скорострельный многозарядный пистолет. Неожиданно крутой штукой оказался Mine Thrower, позволяющий с приличной дистанции всадить в кого-нибудь жутко отвратительного гранату замедленного действия. Упоминавшийся ранее нож слабоэффективен, и единственное оправдание его применения полное отсутствие любых боеприпасов, даже гранат. Вместо ножа строго рекомендуется мочить подбежавших вплотную врагов руками и ногами. Мощный хук, как правило, гарантирует нападающему нокдаун, что может позволить сменить позицию или убежать. Да! И не надо стесняться стрелять по конечностям. Прострелил уроду ногу – он рухнул наземь и его можно добить уже там. Бабахнул в башку – сэкономил патроны. С определенного места в прохождении Resident Evil 4 просто-таки заставляет быть снайпером. Так, например, в сцене заезда на здоровенном то ли бульдозере, то ли катке, обойтись без точечного поражения противников, дающего некий передых в бойне, просто не получится. И никакой жалости! Помните, перед вами уже не люди!

Ну и основное – знатоки серии сразу почувствуют себя словно дома, где все на своих местах, и не нужно объяснять что и как делать. К примеру, "хербы" как и раньше смешиваются из трех цветов: желтого, зеленого и красного. Печатающие машинки-сейвы тоже на старом месте. Одним словом – настоящий Resident Evil.


Кстати, лестницу они снова приставят секунд через 5.
А если взглянуть вооруженным глазом...


Последняя осень


К моменту написания рецензии, я уже прочитал несколько отзывов родной игропрессы о графике Resident Evil 4. Я согласен с определением игрожурами общего графического настроения игры как осеннего. По крайней мере, стартовые деревенские ландшафты напоминают именно это время года. Пожухлая листва под ногами, лысые стволы и ветки деревьев, хмурое небо и такие же угрюмые, нагоняющие смертную жуть лица испанских крестьян, болеющих странной и непонятной заграничной болезнью. В целом общая тональность исполнения графики Resident Evil 4 выдержана в достаточно четких серо-коричнево-зеленых цветах детской неожиданности тонах. Тем не менее, все персонажи, строения, предметы и вообще любой арт игры выглядят очень рельефно и сочно. По качеству графики с геймкубовской версией Resident Evil 4 трудно поставить рядом любую из существующих на сегодня игр для консолей.

Основная проблема, стоящая перед разработчиками из Cаpcom, как я понял, заключалась в грамотном сочетании сюжетных видеороликов и собственно игрового процесса. Ведь игра, как я это уже неоднократно упоминал, по сути своей – кинофильм. С задачей справились. Великолепная анимация, правильная и всегда, не знаю, как сказать иначе, разная постановка камеры (причем не только в роликах, но и во время приключений по уровням), отлично отрежисированные минисюжеты и вставки, позволяют не замечать переходов между самой игрой и "мувиками". Склейки сделаны настолько органично, что порой не успеваешь даже понять, что пора сделать перерыв на просмотр. И самое главное – пропускать видео нет никакого желания, ибо оно и есть игра.


Артворк одной из локаций.
Художники постарались на славу.



Кладбище испанских животных.
В очередь, сукины дети!

В Resident Evil 4 все выполнено с большой любовью к мелочам и потрясающей кропотливостью, будь то подвесной мост, подсвечник или огромная колокольня. Считаю, что именно пристальное внимание авторов к мелочам и сделало "картинку" Resident Evil 4 атмосферной, завораживающей и пугающей одновременно. Многие виды из игры дадут серьезно подкурить большинству голливудских приключенческих блокбастеров, включая всех трех "индианов джонсов" и даже "властелинов колец". А уж качество кинематографичных перебивок сюжета достигло в этой серии каких-то совсем неприличных высот. Смотришь на все это великолепие буквально с отвисшей челюстью.


При каждой небольшой остановке в игре удивляешься количеству интерьерных и антуражных предметов, находящихся вокруг. Проделанная художниками и дизайнерами работа просто-таки колоссальна. И на качестве геймплея и общих ощущениях от участия в истреблении испанской нечисти усердие авторов-художников отражается далеко не последним образом. Игра не отпускает, и оторваться от жутковатых похождений Леона в далеком испанском краю не так-то просто. Игра снится, а в продолжение дня ни на минуту не отпускают мучительные предположения о том, что же будет дальше, постоянно хочется вернуться в этот страшный и ужасно интересный мир. Словом, Resident Evil 4 – тоже своеобразная болезнь. Так и хочется (Внимание! Шутка для борцов с жестокостью в видеоиграх!!!) после продолжительного сеанса игры тяпнуть кого-нибудь по жбану топором. Конечно, в самом хорошем смысле этого слова.


Вечера на испанском хуторе


Большое значение в игре уделено натуралистичности убийств. Звучит страшно, но Resident Evil 4 не состоялся бы, не будь в нем смакования насилия и отвратительной расчлененки. Захлебывающиеся кровью монстры, отстреленные головы, мужик с пакетом на башке вгрызающийся в Леона своей зубастой бензопилой, пьющие кровь зомби, тошнотворные шупальца-монстры, живущие внутри человеческих тел, душерздирающие вопли жертв и выворачивающие нутро зрителя трансформации разъяренных боссов. Один, выпавший из черепа местного Гришки Распутина, противный, облепленный слизью глаз-артефакт легко обеспечит любого смельчака кошмарными снами на ближайшую неделю.

Эпизод из личной практики. Плановая зачистка деревенского дома, Леон со шотганом в руках шпигует одуревших колхозников картечью. Спускаюсь на первый этаж, навстречу выходят два полусгнивших зомби. Один из них очень близко. Стреляю ему в голову, она лопается как арбуз, мозги и кровавый фарш плещутся на стены и пол. Тут же переключаюсь на второго, но вдруг краем глаза вижу ужасное! Крестянин с отстреленной башкой делает типа из последних сил пару шагов ко мне (это в игре, кстати, обычное дело, до этого встречалось не раз) и вдруг кааааааак схватит меня за горло! Ну, братцы, сказать, что я пропотел, будет самым безобидным определениям от тех ощущений, которые испытал. Там было впору уже и памперс сменить. ЗачОт однозначно!


Интересно, наши менты так умеют?
Типа добрый вечер.


В заключение хотелось бы сказать, что Resident Evil 4 определенно если не лучшая, то одна из лучших игр уходящего года точно. И уж совершенно точно это самая замечательная и масштабная игра в серии. После полного прохождения игрушки, вам традиционно предложат дополнительные бонусы для повторного забега по уровням и два новых эпизода, более сложных, но на старых локациях.

Если ты еще раздумываешь, стоит ли покупать эту игру – отбрось сомнения и бегом в лабаз. Resident Evil 4 можно сейчас найти практически везде. Совсем недавно появилась и PS2 версия. В ней, на мой взгляд, чуть похуже графика, но уверен, геймплей от этого сильно не пострадал. Отдохнуть в окружении зомби все равно придется по полной программе. На всякий еще добавлю, что по слухам, в немецкой версии отрезано большинство ужасов, покоцан сюжет и серьезно снижена общая натуралистичность игры, включая кровь и прочие смертельные спецэффекты. Однако я сам купил версию, коробка и инструкция к которой оформлены полностью на немецком языке. С игрой оказалось все в порядке. Удовольствие получил запредельное. Чего и вам желаю!


Хэдшот!
Не на того прыгнул, [censored]!


Как не загнуться быстро


Ниже привожу несколько советов, способных немного облегчить жизнь среди мутантов.

• Обязательно разбивай все ящики и подбирай все, что в них находится: хербы, патроны, золото. Изобилие амуниции первых уровней игры, может резко смениться дефицитом патронов и денег и существенно затормозить продвижение по сюжету.
• Старайся подбирать все выпадающее из трупов.
• Не стесняйся возвращаться за патронами, которые не влезли в инвентори и остались лежать позади.
• Мешай хербы в инвентори, чтобы сэкономить там место.
• Внимательно оглядывай окрестности. Множество драгоценностей висит под потолком, лежит в бассейнах, болтается под подвесными мостами и т.п.
• Выбери несколько любимых видов оружия. Лучше всего пистолет, шотган, TMP. И прокачивай их до конца игры. Все найденное или купленное оружие с собой таскать не удастся, а уж прокачать его до упора тем более. Старый, но серьезно проапгрейченный пистолет может оказаться куда круче, чем новинка появившаяся в ассортименте у мерчанта и стоящая безумных денег.
• Никогда не забегай в гущу врагов. Это игра не про костолома-качка Джона Рембо, а про тщедушного полицейского, привыкшего действовать скрытно и издалека.
• Перед тем как выйти на далеко просматривающуюся локацию изучи ее закоулки с помощью оптического прицела.
• Никогда не оставляй Ашли Грэхем одну. Сожрут. Пусть лучше всегда бегает за тобой.
• Деньги трать, в первую очередь, на увеличение чемодана и бронежилет.
• Не покупай РПГ! Он очень дорогой и всего на 1 выстрел. Тебе и так его дадут, где он будет нужен.
• На стартовой локации можно пострелять в ворон. Есть шанс, что из них вывалятся бонусы.


Местный барыга.
Одна из головоломок на стене костела.

• Для борьбы с боссами используй скорострельные прокачанные пушки. Позаботься, чтобы для них было достаточно патронов.
• В битвах с большими монстрами могут серьезно помочь флэш-гранаты.
• Всегда будь максимально сосредоточен во время проигрывания видеовставок. В этой игре смертельно опасные события происходят неожиданно и часто именно во время видео.
• На локациях, где сидят боссы и мини-боссы, почти всегда есть какая-нибудь ловушка, облегчающая убийство злодея. Например, рельса, бьющая чудовище по башке.
• Расставленные капканы, подвешенный к деревьям динамит и прочие ловушки расстреливай с дистанции заранее. Проскочить мимо них невредимым удается редко, к тому же, при приближении к ловушкам вокруг могут внезапно повылезать монстры.


[c:32892 o:68 q:26]
сделано в zdg. © 2005 joypad.ru