enot
logo
Регистрация
joypad.ru

ps2X360gcxboxpc offndspspps3
ЛикбезНовостиИгрыТестыСтатьиФорумLiveJoypad
Игры




Рецензии
Солюшены

dr.noise
Jak & Daxter: Наследие Предтеч


Текст получился большой, просто потому что мне много чем хочется поделиться. Это первая игра, в которую я сыграл на PS2 и переигрываю до сих пор. Если лень читать - выбирайте сразу интересующую главу из списка.

Приложение к приставке

Обычно к свежекупленной приставке прилагается бесплатный демо-диск с так называемыми "сэмплами" простенькими игрушками, за которыми можно скоротать время в отсутствие Настоящей Игры, но не более того.

Несмотря на то, что Jak & Daxter никакой не бесплатный сэмпл, а полноценная игра, она лучше всего подходит на роль обязательного приложения к приставке. Потому что именно она подходит и для новичков, и для продвинутых геймеров. Именно она, в полном смысле слова играючи, раскроет вам всю суть платформеров "родного" жанра для приставок.

Наследие Платформеров

Итак, платформер. Что это значит? То, что нам придётся провести большую часть времени бегая, прыгая и кувыркаясь с платформы на платформу. Под платформами в данном случае подразумеваются любые поверхности будь то горные уступы, крыши домов, шляпки гигантских грибов или летающие платформы. (sic!)

Однако, если это показалось вам слишком скучным занятием а оно и казалось мне таковым в старых играх, то Jak & Daxter существенно расширяют рамки жанра, на всю катушку используя классические аркадные приёмы и устанавливая свои, новые стандарты, которых должна отныне придерживаться любая хорошая аркада.

Собирание яиц как смысл жизни

Знакомый приставочник, предпочитающий игры вроде автогонок и хоккея, вернул мне моего "Джека и Декстера" с недоумённым замечанием: "Что за фигня, бегаешь и собираешь какие-то яйца..."

В одном он прав действительно надо бегать и собирать "яйца", против этого не возразишь. Однако, ровно с той же уверенностью можно сказать, что, например, в Doom ты "ходишь в темноте и собираешь какие-то ящики", а в GTA "ездишь как дурак на какой-то машине"... звучит разочарующе, правда?

Во всех этих случаях важную роль играют три фактора контекст, сюжет и атмосфера. Без них любая деятельность будет выглядеть бессмысленной фигнёй. Например, зная, что мы гоняем не просто монстров, а монстров, вырвавшихся из Ада на марсианской базе, мы будем испытывать больший интерес к происходящему. Так что же в действительности делают Джек и Декстер, "собирая яйца"? Выяснить это не очень просто, так как разговаривают там достаточно много и вовсе не на русском языке, но тут JoyPad приходит на помощь!




Контекст: Эко-сказка


Наш контекст сказочный мир, населённый сказочными существами. Он очень похож на Землю, с тем только отличием, что весь он пропитан таинственной энергией Эко, проявляющей себя в следующих видах:

Зелёное Эко энергия жизни
Синее Эко энергия движения и активности
Красное Эко энергия силы
Жёлтое Эко энергия атаки

Кроме того, существует Тёмное Эко энергия полного и тотального разрушения, не поддающаяся никакому контролю, и Светлое Эко энергия, о которой ходят лишь слухи.

Давно покинувшие этот мир Предтечи загадочные и очень могущественные существа, равные богам, которым было под силу управлять энергией Эко во вселенском масштабе оставили после себя множество древних артефактов, разбросанных по всей поверхности планеты или спрятанных глубоко внутри. Во-первых, это сферы Предтеч, те самые "яйца" (справедливости ради надо заметить, что они действительно имеют форму яиц, только металлических и покрытых странными иероглифами) ценность для местных жителей они имеют лишь коллекционную, поэтому, собрав определённое количество сфер, можно обменять их на что-нибудь. Во-вторых, энергетические ячейки мощные и универсальные "батарейки", от которых питаются все механизмы. И в-третьих, различные выходы энергии Эко на поверхность планеты это могут быть одиночные сгустки или целые неиссякаемые источники. Это не считая большого количества полуразрушенных храмов, хитроумных механизмов и прочих устройств, предназначение которых давно утеряно.

Восстановлением истории Предтеч и изучением свойств Эко занимаются несколько мудрецов соответственно Зелёный, Синий, Красный и Жёлтый, а также некто по имени Гол, который живёт в цитадели далеко на севере и про него уже давно никто ничего не слышал.




Сюжет: Цена одного проступка


Джек и Декстер два ушастых паренька, которые вечно суют нос куда не надо. Вот и на этот раз они презрели запрет Зелёного мудреца Самоса и отправились на Туманный остров неподалёку от своей деревеньки. Там они стали нечаянными свидетелями сцены, как какой-то злодей злодейского вида раздаёт монстрам приказания искать артефакты Предтеч, искать Тёмное Эко и убивать всех, кто встретится на пути. И нет бы героям убраться с острова подобру-поздорову, так ввязались в драку с монстром, в результате чего Декстер свалился в яму с Тёмным Эко и... не исчез, а превратился в рыжего пушного зверька.

Вернувшись в деревню, горе-исследователи получают нагоняй от Самоса и узнают, что вернуть Декстеру первоначальный облик может только мудрец Гол, который живёт далеко на севере и от которого давно не было вестей. Друзья готовы к путешествию, но телепорт к хижине Синего мудреца, живущего севернее, перестал работать, а единственный путь по земле лежит через Огненный Каньон, который расплавит даже броню Предтеч. И тут на помощь приходит дочь Самоса, Кейра, инженер-механик и просто очаровательная длинноухая девушка. Она предлагает использовать зумер (мотоцикл с пропеллером) для преодоления каньона, но чтобы запитать его защитное поле, необходимо собрать достаточно энергетических ячеек...

Тут-то и начинается беготня и прыготня. Искать ячейки надо на тропах, холмах, постройках, а также выменивать на собранные сферы Предтеч. Получить ячейку можно и за выполненное поручение от жителя деревни например, поймать сбежавшую от скульптора музу или включить неработающую мельницу. Достаточное количество ячеек можно собрать, не выполняя все задания, поэтому можно для начала выбирать те, что полегче. В каждой местности также есть семь механических мух-разведчиков, запущенных Кейрой для поиска артефактов. Но злобные монстры посадили их всех в ящики. Обнаружив и освободив всех семерых, вы также получите энергетическую ячейку.

Попутно выясняется, что над миром нависла пока ещё смутная угроза в когда-то спокойных землях появились монстры, телепорты между хижинами мудрецов перестали работать, и Самос не может выйти на связь ни с кем из них, а кто-то неизвестный пытается освободить Тёмное Эко.

Предстоящее путешествие Джека и Декстера перестаёт быть только трудным оно становится ещё и смертельно опасной миссией по спасению мира...




Атмосфера: Лёд и Пламень, или Каникулы для бедных


Что в нашем понимании есть атмосфера? Это некая аура, окружающая игру. Если она цельная и устойчивая, то мы говорим, что игра атмосферна. Из чего это складывается? Из всего графики, музыки, дизайна уровней, внимания к мелочам.

Джек и Декстер с первых же минут поразили меня совершенной законченностью, полной гармонией своего мира. Весьма хороши графика и анимация не предел возможностей, как доказали следующие части игры, но всё равно очень достойные. Но они ничего бы не дали без отличного стилистического решения, плотно привязанного к сюжету огромный мир, наполненный музыкой и энергией, древние артефакты, механизмы из бронзы, парусины и дерева, какая-то искренняя, первобытная человечность во всём, даже в фонариках, которые загораются при наступлении ночи... да-да, там есть смена дня и ночи, а также погоды от яркого солнца до дождя, снега и тумана. Поскрипывание и покачивание дощатых мостков под ногами Джека, пыль, летящая из-под тех же ног, хруст травы, шелест песка, гулкие шаги по тёплому металлу, плеск воды, дыхание Джека, диалоги героев всё это заставляет верить и ощущать. Поросшие травой уступы, холмы, водопады и водоёмы чистейшей воды эти пейзажи выглядят настолько мирно и уютно, что у меня неоднократно возникала мысль: "Я хотел бы здесь жить". Поэтому я называю подобные места "каникулами для бедных" если нет денег на путёвку куда-нибудь на Таити, то можно просто запустить Джека и Декстера :)

Правда, чем дальше будут забираться наши друзья, тем меньше будет это похоже на Таити впереди их ждут топкие болота, наполненные лавой вулканические кратеры, покрытые льдом горные вершины, подводные города и мрачные пещеры. И хотя эти места вряд ли назовёшь комфортными, в них тоже присутствуют своеобразное очарование и внутренняя гармония.

Немалый вклад в цельность мира вносит отсутствие границ между местностями. Мы привыкли к понятию "конец уровня", когда ты добираешься до цели и видишь счётчик заработанных очков, и после заставки "Loading..." начинается новый уровень, мало связанный с предыдущим. Ничего подобного в Джеке и Декстере нет вся игра это единый большой уровень-мир, с взаимосвязями разных его частей. Вы всегда можете вернуться в любое место, не прерываясь ни на секунду, и вы никогда не увидите заставки "Loading..." Находясь, например, на Туманном Острове, вы можете видеть далеко на горизонте свою деревню не просто плоскую картинку, а ту самую деревню, из которой вы прибыли, с работающей мельницей и прочими проявлениями жизни. Не спрашивайте меня, как разработчикам из Naughty Dog удалось этого добиться. Очевидно, они где-то схитрили, но результат прощает всё у нас есть действительно большой непрерывный мир, в котором можно жить.




Что они умеют?


Перейдём к более конкретным вопросам а что, собственно, Джек и Декстер умеют делать в игре?

Декстер не умеет ничего, только сидит на плече у Джека и иногда подсказывает, что надо делать. В основном ему отведена роль паяца в сценках, сопровождающих сюжет.

Джек же очень способный парень в плане атлетического развития. Бегает, плавает, ныряет, прыгает, крутит солнышки на перекладинах. Прыжков у него аж три вида простой, двойной (привет квакерам!) и высокий. Джек умеет цепляться руками за края платформ и подтягиваться, а также совершать длинные кувырки вперёд они применяются для преодоления больших расстояний, и ещё как разновидность удара.

Ударов у Джека тоже достаточно это пробивной удар кулаком вперед, сметающий круговой удар ногой (также в прыжке), и два специальных удара таран головой вниз и кулаком вверх. Для каждого типа монстров существует наиболее подходящий (или единственно верный) удар. Кроме того, важен выбор момента. Некоторые монстры непробиваемы, пока не раскроются, некоторых нужно атаковать немедленно, и т.д. Таран головой вниз применяется как в обычной драке, так и для активации специальных кнопок, включающих различные устройства. А удар кулаком вверх, помимо уничтожения врагов сверху, нужен для выполнения некоторых секретных заданий.

Джек будет использовать два транспортных средства уже упомянутый зумер и слегка летающая птица Флут-Флут. Не совсем автогонки, но тоже очень адреналинисто с извилистыми туннелями, трамплинами, пропастями и ускорением в виде сгустков Синего Эко. Помимо преодоления расстояний, зумер будет нужен для выполнения побочных миссий, вроде уничтожения заражённых цветов.

Будут встречаться и мини-игры вроде наловить рыбы в реке или защитить грибную грядку от нашествия болотных крыс.

Энергия Эко также не останется без дела. Зелёное Эко будет пополнять здоровье, Синее давать скорость и активировать устройства Предтеч, Красное даст больше сил для борьбы с монстрами, а Жёлтое позволит стрелять огненными сгустками. И поверьте, в игре будут тонны и тонны способов максимально разнообразно и интересно реализовать эти возможности. С ними вы забудете о том, что в сущности занимаетесь "собиранием яиц".




Стандарт платформера


Итак, Джек и Декстер провели черту, за которую отныне не имеет права возвращаться любой уважающий себя платформер:

Первое, это огромный непрерывный мир. Никаких явных делений на уровни.
Второе, это разнообразие способов перемещения пешком либо на различных транспортных средствах.
Третье, это разнообразие способов боя. Тут важно не перестараться и не усложнять боевую систему более необходимого.
Четвёртое, это всевозможные миссии, маскирующие тупое собирание предметов.
Пятое, это наличие мини-игр.

Ну и последнее по счету, но не по значимости это просто крепкий, сбалансированный платформер, способный доставить много часов радости, к которому захочется возвращаться вновь и вновь.



[c:39477 o:61 q:19]
сделано в zdg. © 2005 joypad.ru