enot
logo
Регистрация
joypad.ru

ps2X360gcxboxpcndspspps3
ЛикбезНовостиИгрыТестыСтатьиФорумLiveJoypad
Статьи




Лютый Марио
Издатели с человеческим лицом


Тоже ретро, но, по сравнению с другими старенькими статьями почти свежак. Статья рассказывает об основных издательских компаниях, действующих на отечественном рынке в 2002 году. Местами познавательно!

Ушедший год хоть и содержал в своей мощной цифире три нуля и одну двойку по поведению, тем не менее оказался богатым на события в области игровой индустрии. Причем, с забугорными игроделами все давно ясно, хоть они и рыдают периодически в манишку какого-нибудь www.avault.com, живописно рассказывая об отсутствии прибыли, самодурстве издателей и ударной работе почти на энтузиазме. Верится в эти ужасы крайне слабо, ибо мелькающие в различных изданиях фото разнокалиберных мэтров от игр демонстрируют преданному комьюнити вполне упитанные физиономии угнетаемых эксплуататорами девелоперов. (Хотя прошли мощные слухи о том, что начался суровый отток денег из компьютерных областей вообще, в том числе и из игроиндустрии. Время покажет.).
Не отстают и наши. Отечественные, если так можно выразиться, разработчики. Упавшие в небытие 366 дней прошлого года большинством российских издателей и лидеров команд, создающих игры, были признаны, просто-таки, переломными и никак не меньше. Впрочем, тот самый перелом могли почувствовать и обычные покупатели, лавирующие между лотками с пиратскими дисками и все чаще встречающие межу "Мочиловом на Колесах 2" и "Подонками против ГАИ" что-то такое с приличным названием и хорошей полиграфией, о чем даже продавцы-подпольщики говорили с гордостью: "Лицензия!".

Ну, понятное дело, наш мощный ресурс не пропустит мимо себя не один прорыв, переворот или великий перелом, не снабдив его из глубины сердца идущими комментариями собственного приготовления. На то, собственно, и существует пресса, иными людьми гордо именуемая "игрожуром". Однако о российском "игрожуре" и людях, его составляющих рассказано будет позже, возможно в отдельной колонке, со старинными оборотами и небывалым смаком.

А пока немного о российских издателях и разработчиках. Тут надобно сразу предостеречь, что все изложенное не претендует на глубинный анализ, знание тонкостей продаж на внутреннем рынке или "на запад" и прочие мудрые вещи, которые могут быть выставлены в качестве обвинения в некомпетентности и поверхностном отношении к происходящему в России становлению "гейминдустрии". То есть вашему вниманию предоставляется всего лишь краткая оценка основных действующих в российском секторе игрового рынка лиц, и то, как эти самые лица выглядят через призму выпускаемой ими продукции в глазах обычного, слегка увлекающегося игрушками на персональном компьютере, человека.

С кого начать? Этот вечный вопрос разрешился как-то сам собой. Конечно же, с издателей, с них родимых. Ведь именно издательские фирмы задают темп развитию индустрии, именно в недрах их мощных маркетинговых отделов скрываются крупные специалисты, способные в мгновение ока выделить из пестрого потока поступающих предложений наиболее перспективное, то есть только то, что будет нужно игрокам уже в недалеком будущем. Именно издатели задают сроки появления той или иной игры, заботятся о девелоперах и наставляют их неразумных и стремящихся вечно делать свою игру "все лучше и лучше" на путь истинный. И ведь именно они, издатели, стараются, чтобы диск с игрой выглядел как можно более привлекательно, прокручивают рекламные кампании, делают это пикантное слово "пиар" и, наконец, продают, продают, продают... чтобы нам с вами, значит, было веселее и приятнее жить.


Бука


Компания Бука одна из старейших издательских организаций в родном отечестве. Богатая история фирмы изобилует орденоносными тайтлами выпущенных игр. Не стал исключением и последний год. В его течение можно было с легкостью отыскать ту или иную игру под маркой "Бука" и в фирменных магазинах, и на развалах у уличных торговцев. Бука полностью поддерживает проверенную в российских условиях "джевельную" продажу, да и игры, как собственного изготовления, так и локализованные, легко составят далеко не худшую коллекцию любого фэна компьютерного досуга. Однако среди продукции четко виден водораздел, отсекающий "инхауз" разработки от локализаций популярных западных игрушек. Одна из очевидных причин видимости этого барьера отсутствие внутри фирмы нормального института продюсерства (хотя, положа руку на сердце, этим страдает большинство российских издателей игр). Вторая причина это, видимо, ставка на молодые, с отсутствием амбиций, а значит и огромных денежных аппетитов, команды разработчиков. Часто у этих команд отсутствуют и хорошие профессиональные навыки, а также понимание того, что они собственно хотят сделать. Представляю, как приходится мучиться сотрудникам Буки, просеивая все поступающие предложения через сито маркетинговых исследований и выбирая необходимую игрушку, а потом доводя ее "до ума".

Среди внутренних проектов преобладают "рисованные квесты", время которых даже на российском рынке практически истекло. Локализации же, хотя и представляют собой модные и раскрученные "за бугром" названия, выходят в продажу уж с очень сильным опозданием, что создает огромный временной вакуум для активной деятельности пиратов. Да и переводы с озвучкой иных шедевров нередко оставляют желать лучшего. Впрочем, не ошибается тот, кто ничего не делает. И, тем не менее, в новое тысячелетие компания вступает с двумя многообещающими проектами "Шторм" и "Код доступа: Рай", способными, наконец-то, сдвинуть с прилавков приключения Петьки, поручика Ржевского и попыхивающего трубкой Холмса. Активно развивается и подразделение, занимающееся игрушками для самых маленьких детишек "Букашка". Мы рады.


Бука набирает обороты.
Продукция Буки пользуется популярностью.


1С:Мультимедиа


настоящий монстр (конечно, в самом хорошем смысле этого слова) в производстве различного ПО и, безусловно, крупнейший российский издатель. Однако бухгалтерские программные пакеты, во многом сформировавшие имя и вообще "сделавшие" 1С, мы трогать не будем. Обратимся лишь к мультимедиа подразделению, как-то незаметно выросшему из небольшого отдела в огромную такую фирму.

По моему скромному мнению, именно продукты, носящие на себе логотип 1С, составили в ушедшем году наибольшую часть лицензионного игрового российского рынка. И это неудивительно, ибо складывается ощущение что "1С: Мультимедиа" постепенно "подгребает" под себя всех российских major-разработчиков: Nival Interactive, Snowball Interactive, Maddox Games, Софтлаб, K-D LAB, Электротех, Геймос, Акелла и др. Причем, наряду с публикацией заведомо выигрышных проектов и локализаций, например, от того же Nival в списке готовящихся к выходу игр можно было видеть и явно провальные "Самогонки", разработка которых, тем не менее, уверенно финансируется. Ясно, что как раз случай с "Самогонками" и Калининградской K-D LAB наиболее ярко иллюстрирует нынешнюю политику 1С как издателя. Важно иметь в кармане не столько конкурентные суперпроекты, сколько сами команды разработчиков, формирующие не только уже довольно широкий ручей игровых разработок, но и создающие респектабельный положительный имидж самой 1С и у российских игроков, и у западных партнеров по бизнесу. Кроме того, 1С успешно сотрудничает с большинством других российских издателей, что также сказывается на обеспечении непрерывного потока на прилавки магазинов игрушек и мультимедиа продуктов под маркой 1С.

А что касается превращения качества сегодняшних "отечественных" игр в качество продуктов международного класса, так тут волноваться не стоит. Прогресс налицо, будут воспитаны продюсерские кадры, появится более глубокое понимание индустрии, опыта, наконец, станет еще больше и у 1С, и у подшефных девелоперов, исчезнет костность мышления и четкие ориентиры на "западный" подход к выбору перспективной разработки, появится собственное мнение, и постепенно шедевром будет становиться каждая игра от 1С. Да что далеко ходить: Были уже шедевры-то, те же "Проклятые земли" (ну я сное дело что и Нивалу огромный "респект"), например. А уж что готовится к выходу подумать страшно, один Ил-2 чего стоит.


1c - главный издатель России.
В игры от 1с играют с удовольствием.


Nikita


К сожалению, совсем немного известно нам, да и, уверен, другим игрокам нашей необъятной родины о компании "Никита". Стоит ли говорить, что и ассортимент выпускаемых Никитой продуктов не так уж велик и разнообразен. Среди "Дней Рождений", "Волшебных снов" и "Новых робинзонов" раз в три года нет-нет, а промелькнет что-то вроде "Паркана" или "Железной стратегии", плавно за время разработки перетекшей в продолжение серии космоприключений пилота бумерангообразного звездолета. Из запомнившихся релизов кроме уже упомянутых можно вспомнить разве что "Полный Улет". Однако, несмотря на, казалось бы, небольшую издательскую величину, Никита существует, а ее служба технической поддержки отличается вниманием, необычайной приветливостью и всегда готова помочь игроку, купившему фирменный диск решить возникшую проблему. Для продаж своей продукции компания успешно использует дистрибьюторскую сеть 1С. На данный момент в планах Никиты находится выпуск таких игрушек как Safari Biathlon гоночная игра крепко смешанная со стрельбой и Parkan II продолжение знаменитого первого Паркана, побившего в свое время все рекорды продаж лицензионного софта в России.


Акелла


Когда-то, не так уж, к слову, и давно, я представлял себе фирму Акелла лишь разработчиком простеньких, но очень симпатичных мультимедиа продуктов. Энциклопедии про динозавров или пиратов, даже "Эротические игры", все тогда радовало глаз. Слухи о разработке Sea Dogs воспринимались не более, чем слухи, да и не верилось, что наши тоже могут не хуже какого-нибудь Сида как его:Мейера. Однако время шло, дистрибуторский отдел Акеллы закрылся аж в 1998 году, что позволило полностью сконцентрировать усилия на разработке игр. Так из невнятных технических демо, шикующих возможностями движка, как-то медленно, но верно выросла замечательная игрушка. Выход "Корсаров" без обиняков настоящее событие для российского издательского гейм-бизнеса. Только за появление одной этой игрушки Акеллу можно сильно уважать. И уважаем. И не только за это.

Акелла вообще очень симпатичная организация. Посещает международные выставки, локализует проекты не последних западных издателей, активно занимается разработкой веб-проектов, позволяющих, видимо, зарабатывать "быстрые деньги", обеспечивающие финансирование игровых проектов. Словом, чувствуется жизнь и движение. Однако, несмотря на разросшийся в последнее время штат сотрудников (что-то около 60 человек), прилавки совсем не изобилуют акелловскими продуктами. Хотелось бы добавить к "Корсарам" еще пару-тройку подобного уровня релизов в год.


Акелла - перспективный издатель.
Геймеры ждут хитов.


Новый Диск


Очень интересный российский издатель и локализатор, стоящий немного в сторонке от основной массы своих коллег. Дело в том, что у Нового Диска, как мне кажется, несколько другая целевая аудитория. Продукция НД ориентирована скорее не на прожженых игроков и фанатов, бегающих между торговыми точками города до умопомрачения в поисках свежей игры, а на клиентов более спокойных, с достатком и просто отдыхающих за компьютером или же приобретающих компьютерную программу для своего любимого чада. То есть основными покупателями товаров от Нового диска, являются те, для кого компьютерные игры более являются частью джентльменского набора и стиля жизни, нежели ежедневной потребностью. Отлично подходят игры от НД для преподнесения в качестве подарка, широк ассортимент обучающих и развивающих программ, аккуратно и точно бьющих по карманам продвинутых родителей, понимающих, что современный человек должен знакомиться с компьютером и играми, в частности, с младых лет. Набор детских и семейных продуктов просто-таки поражает воображение и объемом, и точностью подбора.
Качество локализаций отменное. Да и названия подбираемых игрушек таковы, что рядом с ними меркнут все "крутые" игры от других российских издателей. Судите сами: Hitman: Codename 47, Sacrifice, Project IGI, Icewind Dale, MDK2, Tоmb Raider Cronicles:Достаточно? Также компания уделяет самое пристальное внимание тенденциям развития рынка игровых приставок. Ибо не "писюком" единым:

Следует также отметить, что найденные в сети выступления руководителей компании поражают своей лаконичностью, точностью определений и пониманием процессов происходящих в России и за рубежом. На мой взгляд, НД возглавляют одни из самых грамотных и знающих в российской части рынка топ-менеджеров. У них стоит учиться, их приятно слушать, а в игры от НД приятно играть.


Новый диск готовится к прыжку.


Руссобит-М


Последней в нашем списке идет сравнительно молодая издательская консорция с патриотичным названием Руссобит-М. Несмотря на свою кажущуюся моложавость, фирма уже успела "зарелизить" около трех десятков различных игровых проектов и около двух десятков мультимедиа-программ для детей и взрослых. Среди самых заметных игр от Руссобит-М можно припомнить необычный три-дэ-шутер Venom, Казаки:Европейские Войны и Противостояние III. Есть еще конечно и "Тараканы", и "Лувр", и даже "Чико из Пуэрто-Рико", но они у меня, например, особого энтузиазма не вызывают. Впрочем и локализация некоторых классических произведений типа "Противостояния III" также, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Уж лучше играть в немецкие версии от CDV, чем в такое. Налицо отсутствие опыта специалистов по написанию удобоперевариваемых текстов и озвучке и, хотя бы, небольшого штата внутренних бета-тестеров. Надеюсь, вскоре положение исправится.

Ну, конечно самым большим позором компании является издание бессмертного боевика "Брат 2". Выпустить в продажу игру такого уровня при нынешнем развитии индустрии по меньшей мере непорядочно по отношению к своим же, русским игрокам. О продажах на запад не стоит даже заикаться. Хотя, как обычно, на первом месте стоят коммерческие интересы, а они, я убежден, не пострадали и лишь позволили Руссобиту приумножить свой капитал, возможно даже для вкладывания его в более достойные проекты. Так что не исключаю появления в скором времени какого-нибудь "Брата-3".

Пока Руссобит-М выглядит наименее опытным персонажем в шеренге российских издателей. Однако положение это может быстро измениться, и вообще, больше издателей хороших и разных!


Игрокам не всегда нравятся игры Руссобита.
Зато логотип красивый.


Doka Media


Зеленоградская Doka Media, некогда стоявшая на одном уровне с Букой и 1С, в последние годы сдала позиции, и выпущенные компанией игры можно пересчитать по пальцам одной руки. Doka Media нигде не "светится", не делает шумных презентаций, не дает интервью (очевидно, что журналисты сами слабо интересуются фирмой, ибо спрашивать особенно не о чем). Из последних выпущенных в продажу игрушек остаются в памяти лишь симуляторы раллийных состязаний по анлийскому бездорожью "Чемпионат Ралли X-Miles" и "Чемпионат Ралли Mobil 1".

Интернет-сайт Doka Media встречает посетителей скудной информацией об текущем небогатом ассортименте, включающем древнюю неказистую "Схватку" и даже "Третий Рим", а также пустыми разделами, работа над которыми или еще ведется или уже закончена.


Дока уже не проснется...


Спасибо


Завершая сегодняшние короткие размышления об издательских компаниях России, хотелось бы поблагодарить руководителей и сотрудников всех упомянутых в статье организаций, просто за то что они есть и им, даже в наше, отнюдь не простое время, не "пофигу". Они работают не в самой прибыльной и легкой для организации сфере бизнеса и, тем не менее, стараются, учатся, доставляют нам удовольствие (правда, за наши деньги) и дают повод заработать себе на жизнь написанием подобных статей.
Также со всей ответственностью заявляем, что сегодняшней публикацией мы открываем небольшой цикл статей, посвященных "геймдевелоперству" и развитию индустрии компьютерных развлечений в нашей стране. Оставайтесь с нами, и в ближайшее время вы узнаете всю подноготную разработки компьютерных игр, правду о российском "игрожуре", секреты издателей и разработчиков, а также массу эксклюзивной информации о новых перспективных российских проектах.


Кто же лучший издатель? Иногда возникают споры.



[c:31059 o:37 q:16]
сделано в zdg. © 2005 joypad.ru