enot
logo
Регистрация
joypad.ru

ps2X360gcxboxpcndspspps3
ЛикбезНовостиИгрыТестыСтатьиФорумLiveJoypad
Статьи




Klarens Bodiker
Видеоигры! То что доктор прописал?


Статья многолетней давности (1998 год), дающая пять ответов на главные вопросы противников видеоигр и всего живого доброго и вечного.

В современном мире существует множество вещей и явлений, которые так или иначе оказывают влияние на человека, его здоровье, психику, мировоззрение. Причем, это воздействие часто нельзя однозначно отнести к вредному или, наоборот, к полезному. Граница между добром и злом тонка и порой переход одного в другое зависит от нас самих.

В последние несколько лет в нашей стране широкое распространение получили компьютерные и видеоигры. В период СССР о их существовании знали, в основном, дети высокопоставленных чиновников или послов и редкие счастливчики, сумевшие за рубежом потыкаться в кнопки игровых автоматов. Исключение составляли, разве что, игры для PC, в которые с упоением можно было рубиться на работе втихаря от начальства. Однако, "железный занавес" упал, и потихоньку разномастные видеоигровые системы начали просачиваться на наш открытый всем ветрам рынок. В основном это были различные подделки под 8-битовую японскую систему Nintendo Entertainment System и приставки Atari с "прошитыми" играми, продававшиеся под всяческими названиями типа Rembo. Отдельно стояли, так называемые, бытовые компьютеры типа ZX Spectrum и множественные его клоны отечественного производства. Да и свеженькие хиты для "персоналок" стали появляться в России с завидной быстротой. Затем была 8-битовая Dendy-мания, и постепенно российский рынок видеоигр начал бурно развиваться. В настоящее время в России есть владельцы всех существующих типов видеоприставок, интерес к коим не ослабевает.

Несомненно, одним из первых вопросов, возникающих (в основном у родителей) при покупке подобной игрушки, является опасность игр и самой системы для здоровья играющего. Вот мы и решили попробовать ответить на этот и другие вопросы, касающиеся вреда или пользы видеоигр. Мы не будем давать конкретных советов и делать окончательных выводов. Каждый обязан принять решение сам. Наверняка у некоторых наших читателей опасения развеются, а другие, напротив, примут сторону противников наступающей видеоигровой культуры.


Итак, первое и зачастую главное: портят ли приставки здоровье и, в особенности, зрение играющего?


Исходя из того, что автор этих рассуждений не имеет медицинского образования, можно обозначить проблему лишь в общих чертах. Проблема электробезопасности не рассматривается, так как игра или приставка, купленная в фирменном магазине и сопровожденная соответствующей документацией по подключению и эксплуатации вполне безопасна. Тем более, что качество систем, имеющих на себе лого таких известных фирм как: Sony, Nintendo, Sega, Panasonic в комментариях не нуждается. Также особняком стоит вопрос о возможности игры людей, страдающих всякого рода психическими расстройствами и эпилептическими припадками. Если Вы присмотритесь повнимательнее, то почти в каждой книжечке-инструкции, прилагаемой к лицензионной игре, кроме слов: "Прочтите перед игрой для получения максимального наслаждения", заметите небольшой, написанный мелким текстом Warning. В нем говорится о том, что людям у которых хотя бы раз наблюдались психические расстройства или эпилептические приступы необходимо перед игрой проконсультироваться с доктором. Родители же здоровых детей в основном волнуются, что их чадо часами просиживая за играми, "сажает" свое зрение. Эти опасения не беспочвенны, но относятся они прежде всего не к опасности игровой системы, а скорее к вреду долгого просмотра телевизора. Естественно, компьютерная игра почти всегда гораздо интереснее простой телепередачи или фильма. Увлекшись, можно не заметить стремительно бегущего времени. А проиграв даже несколько часов нагрузка на глаза, сидящего перед экраном довольно ощутима. Как раз тут мы вплотную подходим к следующему вопросу, ответ на который волнует всех:


Как долго можно играть непрерывно и сколько времени в день можно уделять видеоиграм?


Счастливые обладатели Super Nintendo, Sony Playstation или другой игрушки наверняка знают, как трудно оторваться от истребления гоблинов в подземельях волшебного замка или тотального расстрела вражеских танков вертолетом Apache. Игры пошли длинные и жутко интересные. Ваш покорный слуга выиграл RPG для Super Nintendo под названием Crono Trigger в общей сложности за тридцать один час, а одна из неудачных миссий в РС-шной игре Command & Сonquer длилась более шести непрерывных часов. Безусловно, все это очень увлекательно, но за игрой мы забываем о своем здоровье. Что касается меня, то я в очках еще со школьного детства, поэтому вред вышеописанных подвигов могу оценить с трудом. Родителям же советую поговорить с ребенком начистоту и постараться объяснить все "за" и "против" долгого сидения за играми, заинтересовать его чем-то, кроме видеоигр, в такой же или большей степени. Игра в футбол со сверстниками, на порядок интереснее новомодного FIFA 96, уж Вы мне поверьте. Хорошо когда у человека есть несколько увлечений и о приставке он вспоминает лишь в крайне редкие часы, когда, ну просто абсолютно нечего делать и есть повод расслабиться. Сколько же можно играть непрерывно и в общей сложности в день, в неделю, в месяц, не знаю. Полтора, два часа за сутки мне кажется приемлемым вариантом.
Сами же производители компьютерных игр советуют вот что:

1. Во время игры не стойте близко к экрану. Сядьте на приличной дистанции от телевизора так далеко как позволяют соединительные кабели приставки и джойстиков.

2. Предпочтительно играть на телевизоре с маленьким экраном.

3. Избегайте игры, если вы устали или хотите лечь спать.

4. Комната, в которой вы играете должна быть хорошо освещена. (относится и к обыкновенному просмотру телевизора. Прим. Авт.)

И, наконец, последний пункт, непосредственно относящийся к рассматриваемому вопросу.

5. После каждого часа игры делайте отдых в десять-пятнадцать минут.

Все пять пунктов взяты из инструкции к игре Bloodshot фирмы Domark для приставки Sega Mega Drive.


Этого не надо бояться!
Типичные здоровые видеоигроки


Оказывают ли видеоигры влияние на психику и интеллектуальное развитие игрока?


Вопрос, конечно, интересный. За рубежом частенько случаются всякого рода скандалы, связанные с появлением какого-нибудь фильма или книги и оказанным ими воздействием на умы и души. Например, фильм "Прирожденные убийцы" Оливера Стоуна был запрещен в некоторых странах из-за нескольких убийств, совершенных людьми под впечатлением от просмотра (иногда неоднократного). Аналогичная ситуация происходит с видеоиграми. Так суперпопулярный поединковый картридж для Super Nintendo Killer Instinct и по сей день не допущен к продаже в Германии. Причиной тому является, якобы, обилие сцен жестокости и насилия, неизменно присутствующих во всех играх-драках. Трудно судить о степени жестокости в Killer Instinct, реальных убийц от игры в него пока не зарегистрировано и, я думаю, они не появятся никогда. Ведь многие подобные игры, взять хотя бы трилогию Mortal Kombat, по кровавости и отрубленным конечностям оставляют "Инстинкт Убийцы" далеко позади. И вообще, весь вопрос в отношении к происходящему на экране и предрасположенности того или иного субъекта к убийству или чему-то подобному. Тот кто лишил человека жизни под впечатлением от кино, рано или поздно придет к тому же под воздействием самого себя.

С видеоиграми совсем просто, тем более, что "их" и "наши", отечественные дети (впрочем, как и взрослые граждане) "две большие разницы". Американский тинэйджер получает легкий шок уже при виде горящего дома или упавшего на авиасалоне реактивного истребителя. Среднего российского подростка этим не удивишь. Так что происходящее на экране, даже совсем уж кошмарное действо, покажется скорей всего мультиком, по сравнению с подстерегающей за каждым углом реальной жизнью. Так, что беречь детей надо скорей от неприятностей другого рода, нежели видеоигровых. А может случиться и так, что опыт полученный в видеоиграх поможет с честью выйти из сложной жизненной ситуации или, по крайней мере, отнестись к ней с юмором.

На вторую часть вопроса, развивают или затормаживают игры интеллектуальное развитие, ответ только один. Конечно же, развивают. Ведь среди стрелялок, бродилок, прыгалок разрабатывающих лишь гибкость пальцев имеется масса игр, заставляющих ощутимо пошевелить мозгами. Единственное о чем не надо забывать (в основном, самим играющим) это о том, что игры никогда не заменят ни начального, ни общего образования, а могут служить лишь малой его частью.


При покупке игры будьте бдительны!


Могут ли игры помочь в образовании человека?


Безусловно! Начнем с того, что такие игры как Mario Paint (Super Nintendo) специально предназначены для развития у детей способностей к рисованию или написанию музыки. Более старшим видеостудентам, несомненно, будут интересны стратегические игры. Участвуя в реальных битвах Второй Мировой (Panzer General, PTO 1-2, Iron Storm, Operation Of Europe), можно узнать много нового из истории, изучить боевую технику Красной Армии и союзников. Экономическая стратегия не менее привлекательна. Умение грамотно распорядится имеющимися ресурсами и спланировать развитие города или парка развлечений, организовать свою фирму и удержаться на, пускай пока виртуальном, рынке непременно пригодится в жизни (Sim Sity, Theme Park, Monopoly). Ролевые игры, непременный атрибут которых постоянные разговоры и многострочный текст на экране, ненавязчиво помогут освоить иностранный язык. По себе знаю, какую тягу испытываешь к тому, чтобы узнать, что же герои говорят друг другу. Кстати, иногда от этого зависит успешное прохождение игры и разгадывание квестов.
Сплошь и рядом игровое действие заставляет человека изучить все связанное с тематикой сюжета. Заткнувшись на каком-нибудь моменте и не в силах разрешить загадку, ответ с легкостью можно отыскать в художественной и технической литературе. Отсюда зачитанный до дыр Толкиен, кипы пересмотренных справочников по танко- и кораблестроению и отличное знание фэнами полетных симуляторов названий и характеристик любых самолетов и их вооружений. А физические законы! Кто сказал, что пуля не заворачивает за угол, догоняя жертву? Сыграйте в долгожданный Quake от ID Software и увидите это своими глазами.

Я уже не говорю о всевозможных Тетрисах, Арканоидах, Хониксах, Пентиксах, Колумнсах и прочих мозговых играх, развивающая сила которых давно прошла проверку и не требует лишней рекламы.


Mario Paint научит всему!


Еще одно опасение, всегда присутствующее в глубине души того, кто приобретает видеоприставку: портят ли видеоигры телевизор?


После страха за здоровье, тут же возникает сомнение: а не испортит ли игровая система любимый телевизор? В общем и целом для любого телевизионного приемника видеоигры вполне безопасны. Во время самого процесса экран работает в обычном режиме, как и при просмотре телепередач или видеофильмов. Отметить стоит лишь случай, когда игроку необходимо ненадолго отлучиться. Как правило, игра ставится, как говорят, на паузу и изображение становится неподвижным. А как известно, статичная картинка, куда сильнее "выжигает" кинескоп. Недаром в любом персональном компьютере есть специальные программы, "хранители экрана" (screen saver). При долгом отсутствии хозяина они автоматически гасят "картинку" и выводят на экран движущиеся изображения, к примеру, аквариумных рыбок. Совет один, отходя от остановленной игры надолго и не желая выключать приставку, просто отключите телевизор. На всякий случай!

Богатеньким владельцам огромных проекционных телевизоров вообще можно расслабиться. Почти каждая игра сопровождена предупреждением, если не запрещающим какие бы то ни было игры на проекционных экранах, то где-то близко к тому. Большие экраны еще более подвержены воздействию статичных изображений. Поэтому дешевле обойдется прикупить обыкновенный небольшой "телек" специально для игр, чем плакать над испорченным дорогостоящим проекционным монстром.


Такой телек покупать не стоит!


Вот и всё!


Надеюсь, мы хоть немного помогли нашим читателям разобраться в рассматриваемых проблемах и, прежде всего, в своем отношении к видеоиграм. В заключение, напомню только, что все выше написанное не является научным трудом и не должно приниматься безоговорочно. У каждого своя голова на плечах. Рассматривать все здесь представленное, надо как обыкновенные размышления человека играющего очень давно и ставшего в этой области почти "профи", а потому живо интересующегося всем тем, что связано с видео- и компьютерными играми. Стараясь показать наибольшее количество "подводных камней", о которых мы часто забываем, включая приставку, автор этой статьи прежде всего хотел сказать о том, что не надо бояться непонятного и малознакомого. Главное, чтобы все было в меру. При правильном и умелом подходе развлекательные вещи, в нашем случае, видеоигры могут сыграв в плюс: расширить кругозор, развить память, помочь в получении новых знаний и просто украсить Вашу жизнь, предоставив незабываемый шанс слетать в космос или проплыть 800 тыс. лье под водой не выходя из дома.


Всего хорошего!



[c:21620 o:35 q:14]
сделано в zdg. © 2005 joypad.ru